Занятие « Хрустальные гирлянды»
Цель: Познакомить детей с физическими свойствами снега и льда.
Задачи: Научить детей решать познавательные задачи и делать выводы.
Оборудование: два стакана (один со льдом, другой со снегом), иллюстрации с изображением снега и льда, картинки (серый, белый, голубой), иллюстрации с изображением зимних забав, формочки
Ход занятия:
Воспитатель:
Ребята, сегодня в нашей лаборатории необычное занятие. Скоро Новый год и вы дома с родителями будите украшать елочку новогодними украшениями. А я вам предлагаю сделать новогодние украшения для нашей сосны. Но украшения будут особенные. А какие вы узнаете чуть позже. А сейчас послушайте загадку о каком времени года говорится в этой загадке?
Снег на полях,
Лёд на реках,
Вьюга гуляет -
Когда это бывает?
Ответы детей:
Воспитатель:А чем вам нравится зима?
Ответы детей.
Воспитатель: Зиму мы любим за то, что можно играть в снежки, лепить снежную бабу кататься на лыжах и коньках. (Показ иллюстраций зимних забав)Всё это можно делать только зимой. Почему?
Ответы детей:
Воспитатель: А о каком явление в неживой природе говорится в этих загадках?
На дворе - горой,
А в избе - водой. (Снег)
Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)
Прозрачен, как стекло,
А не вставишь в окно. (Лёд)
Воспитатель: Раз снег и лед бывают только зимой, то они наверное чем – то похожи между собой. Как вы думаете?
Ответы детей:
Воспитатель: Какого цвета снег?
Ответы детей:
Воспитатель: Какого цвета лёд?
Ответы детей:
Если дети называют: белый, голубой, серый показывать им эти цвета и сравнивать их со льдом.
Воспитатель: Послушайте еще одну загадку
Рыбам зиму жить тепло:
Крыша – толстое стекло( Лед)
О чем эта загадка?
Ответы детей:
Воспитатель:Правильно, крыша – толстое стекло – это лед на реке.
Воспитатель: Почему лед сравнивают со стеклом ?
Ответы детей:
Опыт «Определение прозрачности».
Воспитатель: Смотрите я положу под кусок льда и комочек снега цветную картинку. Давайте сравним, где видно картинку, а где — нет
Ответы детей:
(Под снегом не видно. Значит лёд прозрачный, а снег - непрозрачный).
А почему лед нельзя вставить в окно?
Ответы детей:
Воспитатель: Молодцы давайте немного отдохнем покатаемся на лыжах и поиграем в снежки.
Физ. минутка: Дети имитируют движение катания на коньках и игры в снежки.
Воспитатель: А теперь давайте с вами слепим снеговиков.
(Массаж биологически активных зон)
Раз и два, раз и два Имитируют лепку
снежков
Лепим мы снеговика
Мы покатим снежный ком,
Поочередно проводят ладонями
по шее справа и слева
Кувырком, кувырком
Мы его слепили ловко, Проводят пальцами по
щекам сверху вниз
Вместо носа есть морковка, Растирают указательными
пальцами
крылья носа
Вместо глазок – угольки, Прикладывают
ладони ко лбу
“козырьком” и энергично растирают лоб
Ручки- веточки нашли Трут ладонями друг
о друга
А на голову – ведро Раздвигают
указательный и средний
пальцы “вилочкой” и растирают точки
перед ушами и за ними
Посмотрите, вот оно! Кладут обе ладони на макушку и
покачивают головой
Воспитатель: Снеговики получились интересные.
Опыт «Воздействие температуры».
Воспитатель: Давайте посмотрим на снег и лёд, которые были в стаканах. Что с ними случилось, пока мы разговаривали?
Ответы детей:
Воспитатель: Правильно, под действием тепла снег и лёд превратились в воду. Значит, снег и лёд образуются из воды под действием мороза.
Ответы детей:
Воспитатель: Как из воды получить лёд?
Ответы детей:
Вывод
Воспитатель: Вот и наши с вами новогодние украшения будут изо льда. Но прежде, чем мы начнем делать украшения давайте вспомним , что мы сегодня узнали о снеге. Снег – белый, непрозрачный, под действием тепла превращается в воду. А лед – бесцветный, прозрачный, под действием тепла превращается в воду.
Ребята, а что общего между снегом и льдом?
Ответы детей:
Воспитатель:
Молодцы, а теперь приступаем к работе.